Использование нотариальных сервисов
28 февраля в столице проходила конференция, тематикой которой было: «Развитие кредитования и работа с залоговым имуществом». В рамках прошедшей дискуссии, участники конференции обсудили вопросы правового урегулирования сферы залогов, аспекты управлением имуществом, переданным в залог, а также взаимосвязь их с работой электронных сервисов при регистрации имущества и проведения сделок.
Роль нотариата в данной сфере
В число основных спикеров конференции был включен представитель ФНП Александр Сагин (возглавляет юридический отдел). В своем докладе он рассказал о принципах функционирования общего реестра, касательно залогов на движимое имущество. На текущий момент в нотариате создание единой базы служит действенным инструментом, обеспечивающим стабильность и правовые обязательства сторон при залоговых отношениях. Среди других докладчиков на конференции выступали представители банковского сектора, юридических и финансовых организаций, Росреестра, и ряда компаний, в основе специализации которых заложена залоговая и оценочная деятельность.
Как залоги влияют на экономическую ситуацию в стране?
Залог является фактором гарантирующим возврат займа, в случае ухудшения финансового состояния заемщика, стимулирую кредитование, и соответственно позитивно сказываясь на экономике в целом. Для обеспечения взятого долга, заемщики закладывают различные виды активов, с ними в последующем банкам приходится работать, что естественно вызывает определенные сложности. Созданию эффективного инструмента в работе с залоговым имуществом, российский бизнес обязан именно нотариату, создавшему систему, регистрирующую уведомления об имеющихся налогах движимого имущества в соответствующей базе данных.
Александром Сагиным было отмечено, что создание реестра уведомлений, начавшегося еще в 2014 году, касательно залога движимого имущества, стало выполнение президента РФ, где основной целью являлось борьба с мошенническими схемами на рынке вторичного автотранспорта (перепродажа кредитных машин). Годы кропотливой работы позволили достигнуть желаемого результата, и не только обеспечить защиту покупателей транспортных средств, но стать регулятором отношений залога в корпоративной среде. В стране стал успешно работать прозрачный механизм залоговых отношений, оборот движимого имущества стал контролируемым процессом.
Преимущества залогового учета
«База данных нотариата позволяет проверить приобретаемое имущество на предмет его обременения залогом, а также найти основу залога и прекратить его действия, выплатив необходимую сумму средств. Такой подход актуален для залогодержателей, помогает осуществлять регулирование и оборот заложенного имущества», – отметил в своем выступлении Александр Сагин.
На текущий момент в реестре уведомлений содержится информация о залогах в объеме около 4,5 миллионов записей. Из общего количества более 2 миллионов не относятся к автомобильному сектору, а припадают на категорию «прочие», сюда входят ценные бумаги, акции, золото и драгоценности. Стали часто встречаться случаи, когда для обеспечения займов закладывается в залог сельскохозяйственная техника, птица или домашние животные из фермерских хозяйств, а также нетрадиционные активы, включая майнинговые фермы.
В ФНП были разработаны практичные и доступные в работе IT-сервера, на текущий момент более 2/3 из всех уведомлений подаются в электронном виде. В прошлом году заявитель получил возможность подавать уведомление несколькими способами: заполнить специальную форму на интернет портале ФНП, или воспользоваться специальным сервисом на защищенном канале. С начала года стала предоставляться услуга, подразумевающая возможность получения выписки из реестра. Заявки следует подавать через официальный сайт нотариальной палаты (http://notariat.ru/, а также http://www.reestr-zalogov.ru). Представленный ресурс дает возможность выбора подходящего специалиста, подобрать вид выписки, и документа в нужном формате. После заполнения всех полей документа, он подтверждается электронной подписью владельца, после чего можно отслеживать состояние готовности своей выписки.
Работать стало проще
Александр Сагин акцентировал внимание слушателей на еще одном эффективно работающем нотариальном инструменте, позволяющем просто разрешать любые сложности связанные с неплатежами, касающихся займов, аренду жилплощади и прочих видов договорных соглашений, подразумевающие своевременный возврат средств. Исполнительная надпись нотариуса стала использоваться в практике с 2016 года, на текущий момент она пользуется определенной популярностью среди организаций, занимающихся кредитованием и рядовых граждан. Ранее столкновение с неплатежеспособным должником неминуемо приводило кредитора в суд, что соответственно занимало много сил и свободного времени, не гарантируя желаемого результата. Для многих подобная перспектива была пугающей, и они были готовы смириться с потерей денег.
Появление исполнительной надписи позволило существенно упростить систему взыскания долгов. Для этого необходимо при составлении договора внести в него соответствующий пункт или подписать дополнительное соглашение к уже существующему договору. В случае отсутствия своевременно оплаты, кредитор обращается к нотариусу, а тот после проведенной проверки направляет уведомление должнику. Такой документ позволяет, миновав судебное разбирательство напрямую обращаться к судебным приставам, взыскание долгов у них является прямой обязанностью. Если должник выскажет несогласие с представленными нотариусом фактами, он может обратиться в суд для опротестования решения исполнительной надписи.
Ответить
Хотите присоединиться к обсуждению?Не стесняйтесь вносить свой вклад!